Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАВРЕНТИЙ
39, С. 608-610 опубликовано: 17 марта 2020г.


ЛАВРЕНТИЙ

Лаврентий (Бакшевский), еп. Черниговский и Нежинский. Литография. Сер. XIX в. (РГИА)
Лаврентий (Бакшевский), еп. Черниговский и Нежинский. Литография. Сер. XIX в. (РГИА)

Лаврентий (Бакшевский), еп. Черниговский и Нежинский. Литография. Сер. XIX в. (РГИА)
(Бакшевский Лука Николаевич; 11.10.1776, с. Ивановское-Прозоровское Покровского у. Владимирской губ.- 17.12.1837, переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы мон-рь), архиеп. Черниговский и Нежинский. Род. в семье свящ. Николая Васильева († 1819) и Агафии Петровой († 1813). В 1795-1810 гг. свящ. Н. Васильев служил в Борисоглебском храме с. Волохова Александровского у. Владимирской губ. Сестры архиерея впосл. вышли замуж за священнослужителей. По воспоминаниям сестер и др. родственников, когда в 80-х гг. XVIII в. Переславль-Залесский и Дмитровский еп. Феофилакт (Горский) распорядился переписать всех сыновей епархиальных священнослужителей, родители Л., опасаясь отправки единственного сына на военную службу, поспешили отдать его в Переславскую училищную семинарию, располагавшуюся в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы монастыре (Радугин. 1862. С. 442). Здесь он получил фамилию Бакшевский. Первоначально отставал от товарищей в учебе, подвергался наказаниям и насмешкам, но постепенно стал одним из лучших воспитанников, был переведен в Троицкую лаврскую семинарию, обратил на себя внимание митр. Московского и Калужского Платона (Левшина). 6 сент. 1799 г., по окончании семинарского курса, Бакшевский был определен учителем низшего грамматического класса Перервинской ДС, учрежденной в 1775 г. владыкой Платоном; 7 авг. 1800 г. переведен учителем в высший синтаксический класс. 2 марта 1800 г. по совету митр. Платона, но «против воли» родного отца принял монашеский постриг. 25 марта того же года митр. Платоном Л. был рукоположен в сан диакона, 6 дек. 1801 г.- в сан иерея и 29 апр. 1804 г. назначен префектом (инспектором) семинарии, учителем риторики. 6 янв. 1806 г. в Троице-Сергиевой лавре митр. Платоном возведен в сан игумена, назначен настоятелем Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря, награжден палицей. С 25 янв. 1808 г. ненадолго возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь. В том же году был назначен настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря. 14 окт. 1808 г. в Вифанском Преображенском скиту возведен в сан архимандрита.

Л. проживал в Перервинском монастыре. Здесь в 1807 г. были построены жилые покои и крытая галерея с вост. стороны, в 1808 г. отремонтирован архиерейский дом, настелены чугунные полы в нижней Сергиевской ц. Никольского собора. Архимандрит заботился о студентах Перервинской ДС, разрешил проживать на территории обители 100 «своекоштным» ученикам. В Златоустовском мон-ре при Л. осуществлялись ремонтные работы: пол соборной церкви был выстлан лещадью (плиткой), в 1809 г. оштукатурены стены, в 1811 г. поновлены 7 местных икон в иконостасе; позолочены кресты на куполах всех храмов и колокольне; в 1810-1811 гг. частично выстроена новая ограда.

Во время Отечественной войны 1812 г. Л. вместе с викарием Московской епархии еп. Дмитровским Августином (Виноградским) участвовал в крестных ходах с чудотворными Смоленской, Иверской и Владимирской иконами Божией Матери вокруг Кремля, Китай-города и Белого города. Л. считал войну и пожар в Москве наказанием Господним за «крайнее вольнодумство и безбожие», распространившиеся в российском обществе к 1812 г. (Там же. С. 453-454).

В авг. 1812 г. по поручению преосв. Августина Л. принимал меры к заблаговременному вывозу из Москвы (при угрозе захвата франц. войсками) церковных святынь, ризницы и «золота и серебра в слитках» (Описание. 1858. С. 44). В 1816 г. Л. составил «Записку о сохранении ризничных ценностей обители в Вологде и событиях в ней», в которой повествуется о событиях 1812 г. (Записка. 2012. С. 84-100). 23-24 авг. архимандрит тайно перевез церковную утварь и ризницу загородного Перервинского мон-ря в настоятельские покои Златоустовского мон-ря. 29 авг., отслужив раннюю литургию, Л. покинул Перерву. При этом он выдал монашествующим провизионные деньги на трапезу и жалованье, «обыкновенно получаемое ими по прошествии полугодия, роздал также впредь до нового года». Немногочисленным инокам, пожелавшим покинуть мон-рь, Л. вручил дорожные билеты. Начальником оставшейся перервинской братии и семинаристов Л. назначил иером. Сергия, вручив ему ключи от братской и семинарской житницы и посоветовав напечь из запасов муки (более 1 тыс. пудов) хлеба, насушить сухарей, разделив все поровну. В подчиненном Л. Златоустовском мон-ре к сент. 1812 г. из братии осталось лишь 2 чел.- иером. Серафим и иеродиак. Геннадий, к-рые покинули обитель.

31 авг. 1812 г. Л. отправился в Кремль, где собрал драгоценности кремлевских соборов, мон-рей и патриаршей ризницы, в т. ч. книги и рукописи патриаршей б-ки, и направил по Троицко-Сергиевскому тракту обоз с личными вещами, имуществом Златоустовского и Перервинского мон-рей. Но сам Л. по указанию еп. Августина остался при московской Иверской часовне у Воскресенских ворот, приписанной к Перервинской обители.

В ночь на 2 сент., после совета в Филях, когда было принято решение об оставлении Москвы рус. армией, московский военный губернатор гр. Ф. В. Ростопчин приказал еп. Августину срочно покинуть город и вывезти главные святыни древней столицы - Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы Божией Матери. Той же ночью по благословению епископа Л. «взял» из Иверской часовни чудотворный образ для эвакуации. Опасаясь возмущения москвичей, Л. сказал молившимся, что святыня якобы «поднимается для болящаго» (Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 26). В часовне Л. оставил список с чудотворного образа (возможно, именно он в XX в. находился в Париже в ц. Трех святителей на ул. Петель).

За неск. часов до вступления неприятеля в город Л. вслед за еп. Августином выехал из Москвы во Владимир. В дер. Новой архиерей и Л. положили Иверскую икону в один ящик с Владимирским образом; при этом местные жители прикладывались к святыне со слезами: «Владычица! И тебя, Матушка, злодеи выгнали!» В пути Л. дал деньги неск. нуждавшимся в них московским игуменам. Так, угрешский игум. Павел получил 200 р. (впосл. он с благодарностью вернул Л. деньги, к-рые пошли на восстановление Златоустовского мон-ря). Во Владимире Л. расстался с еп. Августином и 3 окт. прибыл в Вологду. По приглашению архим. Феофилакта (Ширяева) вместе с угрешским игум. Павлом остановился в братском корпусе Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня монастыря. К 70-м гг. XIX в. на стене кельи оставались стихи, написанные Л. и игум. Павлом карандашом, а затем «обведенные краскою»: «...В то время в сих стенах спокойно пребывали / Игумен и архимандрит: / Один - монастыря Угрешского Николы, / Другой - Святителя, что в Греции глаголы / В сердца железные златые изливал / И Златоустым свет которого назвал» (Пимен (Мясников). 1877. С. 362).

В нач. дек. 1812 г. Л. получил указ сопровождать обоз с ценностями обратно в Москву; 12 дек. он выехал из Вологды и 31 дек. прибыл в Москву. Первоначально поселился в Златоустовском мон-ре, который не пострадал от пожаров, но подвергся разграблению и осквернению (так, в Троицкой ц. франц. солдаты устроили конюшню). В янв. 1813 г., переселившись в Перервинский мон-рь, приступил к исполнению синодского указа, к-рым предписывалось сделать опись имущества и подать ведомости о том, «что в каждом монастыре разрушено, сгорело, похищено». 6 апр. того же года освятил восстановленную надвратную ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (XVIII в.), а 9 мая - храм во имя свт. Николая Чудотворца в Перервинской обители. К февр. 1813 г. в монастыре проживали уже более 100 иноков. Одновременно к нояб. 1813 г. Л. восстановил московский в честь Богоявления мужской монастырь.

Являлся казначеем комитета «Высочайше составленного, для золочения глав» на соборах Московского Кремля, с 1 дек. 1813 г.- присутствующим в Московской духовной консистории. В 1814 г. Л. был уволен от должности префекта Перервинской ДС и назначен членом Московского комитета духовной цензуры; 30(20?) сент. 1815 г. уволен от управления Перервинским монастырем. 26 июня 1815 г. Синод поручил Л. возобновление Архангельского собора Московского Кремля, выделив на это 40 тыс. р. ассигнациями. Убранство собора было обновлено: в частности, колонны иконостаса заменены резными и изготовлены резные царские врата. 26 июня 1816 г. по рекомендации еп. Августина Л. был переведен настоятелем в Высокопетровский во имя свт. Петра, митр. Московского, монастырь, 13 марта 1817 г. назначен благочинным муж. монастырей Московской епархии.

30 авг. 1816 г. имп. Александр I пожаловал Л. орден св. Анны 2-й степени за «отличное усердие, оказанное при восстановлении духовной части в Москве после нашествия неприятельскаго». Вскоре Л. был представлен императору. 12 марта 1818 г., в день восшествия на престол имп. Александра I, Л. произнес свою 1-ю проповедь в столичном Казанском соборе. Ревельский еп. свт. Филарет (Дроздов) и С.-Петербургский митр. Амвросий (Подобедов) при предварительной цензуре назвали проповедь «очень хорошею». 7 апр. того же года при освящении церкви в городовой тюрьме С.-Петербурга Л. произнес Слово, напечатанное позднее за счет средств министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына.

10 янв. 1819 г. состоялось наречение, а 19 янв. в с.-петербургском Казанском соборе - хиротония Л. во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Одновременно Л. поручили настоятельство в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре. 8 марта того же года в Чудовом мон-ре возглавлял отпевание Московского архиеп. Августина; в течение 3 месяцев управлял Московской митрополией. 1 июня 1819 г. участвовал в хиротонии во епископа Калужского и Боровского свт. Филарета (Амфитеатрова). В том же году по благословению митр. Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) Л. освятил главный престол храма в честь Преображения Господня в с. Лукине Звенигородского у. (ныне Переделкино; резиденция патриарха Московского и всея Руси); 9 нояб. того же года освятил придел св. князей Бориса и Глеба в Свято-Владимирском храме в Ст. Садех.

26 окт. (сент.?) 1820 г. Л. был назначен епископом Черниговским и Нежинским; награжден орденом св. Анны 1-й степени «за успешное и ревностное» управление Московской митрополией «во время небытности в ней митрополита». 17 дек. 1820 г. прибыл в Чернигов. При Л. был отремонтирован кафедральный Преображенский собор (среди прочего к 1824 воронежской артелью мастера Иоакима Юринова выполнена новая настенная роспись), возобновлена домовая Христорождественская ц. в архиерейском доме (кон. XVIII в.), посажены яблоневый и черешневый сады. Летом 1821 г. совершил поездку по епархии, освятил много храмов, в т. ч. при Шосткинском пороховом заводе и отремонтированный Преображенский собор в новгород-северском в честь Преображения Господня монастыре. Боролся со злоупотреблениями и с различными нерадениями клириков, укоренившимися в епархии, с распространением раскола, центр которого находился в Стародубе Черниговской губ. Пресекал местную традицию крестить младенцев через обливание, а не погружение в купель.

17 июля 1824 г. Л. получил указ Синода о временном управлении Полтавской епархией до назначения местного преосвященного, 22 авг. 1826 г., в день коронации имп. Николая I Павловича, был возведен в сан архиепископа. 31 янв. 1826 г. в Киеве Л. участвовал в хиротонии архим. Антония (Смирницкого) во епископа Воронежского и Черкасского, 28 февр. того же года - в хиротонии архим. Виталия (Борисова-Жегачёва) во епископа Слободско-Украинского и Харьковского, а 13 нояб.- в чине посвящения архим. св. Мелетия (Леонтовича) во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

В июне 1826 г. по поручению Синода Л. вместе с архиеп. Минским и Литовским Анатолием (Максимовичем) в виленском Свято-Духовом мон-ре производил освидетельствование нетленных мощей мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, к-рые после рапорта архиереев в Синод были торжественно открыты для поклонения.

К лету 1828 г. Л. тяжело заболел. После беседы с имп. Николаем I, в 1829 г. посетившим Чернигов, подал прошение в Синод о почислении на покой в Данилов мон-рь Переславля-Залесского (в городе проживали его родственники). 14 марта 1831 г. Л. был уволен на покой с назначением пенсии в 3 тыс. р. ассигнациями. В Даниловой обители Л. написал «Беседы против евреев», оставшиеся в рукописи, вел обширную переписку, в т. ч. с митрополитами Новгородским и С.-Петербургским Серафимом (Глаголевским), Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым), архиепископами Ярославским и Ростовским Авраамом (Шумилиным), Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым). По приглашению Л. в 1832 г. Данилов мон-рь посетил Саратовский и Царицынский еп. Иаков (Вечерков), в 1836 г.- свт. Филарет (Дроздов), неск. раз - еп. Черниговский и Нежинский Павел (Подлипский) и архиеп. Парфений (Чертков).

Л. был погребен у сев. стены соборного придела прп. Даниила. Над захоронением была укреплена медная посеребренная доска с датой кончины архиерея. По духовному завещанию передал 5 тыс. р. в Данилов мон-рь и 5 тыс. р. для бедных духовного звания Владимирской епархии. К 2015 г. захоронение архиерея утрачено.

Соч.: Слово на освящение храма. СПб., 1818; Записка очевидца... // Маяк. 1842. Т. 2. Кн. 4. С. 53-67; То же, изм. загл.: Записка о сохранении драгоценностей Николаевского Перервинского мон-ря и о достопамятных событиях в сей обители в 1812 г. // Журн. для чтения воспитанникам воен.-учеб. заведений. СПб., 1852. Т. 94. № 374. С. 132-156; То же, изм. загл.: Записка о сохранении ризничных ценностей обители в Вологде и событиях в ней в 1812 г. // Тр. Коми отд. Акад. воен.-ист. наук. Сыктывкар; Вологда, 2012. Вып. 12. С. 84-100.
Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Письма к архиеп. Парфению // РА. 1899. Кн. 6. С. 201, 203; Тихомиров С. А. Неизвестные и малоизуч. источники по истории моск. мон-рей в эпоху наполеоновского нашествия // Тр. Коми отд. Акад. воен.-ист. наук. 2012. Вып. 12. С. 3-106.
Лит.: Описание достопамятных происшествий в моск. мон-рях во время нашествия неприятелей в 1812 г. // ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 2. С. 33-50; Свирелин А. И., свящ. Ист.-стат. описание переславского Троицкого Данилова мон-ря. М., 1860. С. 108-109; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии: Общий обзор. Чернигов, 1861. С. 98; он же. Обзор. Т. 2. С. 231; Радугин А. Г., свящ. Высокопреосв. Лаврентий, архиеп. Черниговский и Нежинский // Странник. 1862. Нояб. С. 441-487; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Ист. описание моск. Златоустовскаго мон-ря. М., 1871. С. 26-28, 43-44; он же. Списки настоятелей моск. Высокопетровскаго монастыря с 1379 г. // ЧОИДР. 1874. Кн. 1. Смесь. С. 173-190; Пимен (Благово), архим. Ист. очерк Николаевского Угрешского общежит. муж. монастыря. М., 1872. С. 107; Пимен (Мясников), архим. Восп. // ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 223-411; Никифор (Бажанов), иером. Ист. очерк Николо-Перервинского мон-ря, 1886. С. 32, 37-40; он же. Сб. для любителей духовного чтения. М., 1888. С. 336-340; Розанов Н. П. Московские святыни в 1812 г. М., 1912; Мельникова Л. В. РПЦ в Отечественной войне 1812 г. М., 2002; Антонова И. В., Егорова Е. Н. Угреша: Страницы истории. М., 2005; Шеватов Б. А. У Николы на Угреше. М., 2006; Иов (Чернышёв), иеродиак. Николо-Угрешский монастырь в Отечественную войну 1812 г. // Церковь и об-во в России на переломных этапах истории: Сб. тез. Всерос. науч. ист. конф. МДА. Серг. П., 2012. С. 179-183; Тихомиров С. А. Эвакуация ценностей московских мон-рей и церквей в Вологду в период оккупации первопрестольной // Там же. С. 188-193.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Черниговская и Нежинская епархия (27 марта 1785 - 16 окт. 1799; 4 декабря 1803 - 31 мая 2007) (см. также Черниговская и Новгород-Северская епархия Украинской Православной Церкви (с 31 мая 2007) Архиепископы Русской Православной Церкви Лаврентий (Бакшевский Лука Николаевич; 1776 - 1837), архиепископ Черниговский и Нежинский
См.также:
ВАРЛААМ (Денисов Василий Порфирьевич; 1804 - 1873 г.), архиеп. Черниговский и Нежинский
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский